Конфликты в школе. Причины

В школе, как и в повседневной жизни, конфликты неизбежны. Но для современного преподавателя важно осознавать то, что наша задача не избегать конфликтных ситуаций любыми путями и средствами, а уметь конструктивно их разрешать. Конфликты, возникающие в процессе внутришкольных взаимоотношений, можно поделить на три группы.

В первую группу входят мотивационные конфликты между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних, а именно из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Подобный конфликт может разрастаться до такой степени, что между учителем и учениками в конечном итоге возникает полное отчуждение и враждебность. А возникают они из-за разобщённости преподавателей и учащихся, различия их целей.

Вторая группа – это конфликты, связанные с недостатками в организации школьного обучения. Это четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики за время обучения в школе, и адаптационные проблемы, связанные с этими этапами развития, недостаточно учитываются в образовательной системе.

Период смены ведущей игровой деятельности на деятельность учебную очень сложный, а для некоторых детей травматичен. Он приходится на 1 класс. Меняется социальная позиция ребёнка: из малыша, любимца и баловня семьи, он превращается в ученика с обширным кругом обязанностей и оказывается перед необходимостью подчиняться многочисленным требованиям. Адаптационный период может длиться от 3-х месяцев до полутора лет.

Переход в среднюю школу – это новое испытание для ребёнка. Необходимость обучения у разных учителей, приспособление к разным требованиям дезориентирует детей и многих выбивает из привычного ритма. Очень неприятно слышать злословие учителей, преподающих в пятых классах, по поводу «дутых» отличников, неумения детей вести себя на уроках. А ведь никто из них не задумывается над тем, как дети скучают за своим классоводом, как трудно им привыкать к постоянному перемещению из кабинета в кабинет, к строгости и требовательности разных преподавателей, которым безразлично, какое у них сегодня настроение, хорошо ли выспались, каково самочувствие. Да и программный материал, согласитесь, значительно усложняется по сравнению с начальной школой. Данный конфликт заключается в отсутствии преемственности в содержании и организации обучения в начальной и средней школе.

Девятый класс – это следующий критический период в развитии ребёнка: расцвет полового созревания, первая значимая ситуация контроля знаний – экзамены. А также важный вопрос, над которым задумывается ребёнок: продолжать обучение дальше в своей старой школе или переходить в учебное учреждение с целевым направлением обучения, то есть впервые приближается перспектива будущей взрослой жизни, выбора профессии, к которым подросток ещё ни эмоционально, ни физиологически не готов. И нагромождение всех этих факторов может стать причиной тяжёлого стресса, эмоционального срыва, возникновения невроза.

К тому же, если говорить о психических особенностях подросткового возраста, каждый учитель должен знать, что все личностные и психические расстройства, которые, возможно, наиболее ярко проявляются именно в пубертате, начиная с 14–15 лет. И это необходимо учитывать в специфике общения с детьми данного возраста.

Четвёртый конфликтный период: окончание школы, выпускные и вступительные экзамены, выбор будущей профессии, расширение круга знакомств, начало личной и интимной жизни. Дети чаще всего не подготовлены к началу взрослой жизни: неудачам, проблемам, связанным с ролью студента, работника, супруга, родителя. Многим понадобится вся жизнь, чтобы осмыслить и принять эти роли.

Третья группа конфликтов – это разногласия, возникающие внутри преподавательского коллектива, а также между учителями и администрацией.
Значительная часть этих конфликтных ситуаций носит интимно-личностный характер, связанный с женским соперничеством, обусловленным различными факторами. Но эту тему мы сегодня поднимать не будем, а поговорим о тех проблемах, которые не носят субъективного характера.

Общеизвестной проблемой преподавательского взаимодействия является конфликт между учителями начальных классов и преподавателями средней и старшей школы. Суть взаимных претензий друг к другу можно обозначить следующим образом.

Учителя-предметники резко высказываются о том, что дети, пришедшие к ним из начальной школы, недостаточно самостоятельны, привыкли к излишней опеке и не научены школьной дисциплине.

Учителя начальных классов, в свою очередь, с горечью говорят, что отдали этим детям часть своей души, знают каждого ребёнка, ситуацию в семье, потратили много усилий на то, чтобы научить слушать, сохранять внимание на уроке, читать, писать, считать. Высказываются упрёки в адрес учителей-предметников, что те не хотят считаться с индивидуальными особенностями детей, не уделяют им достаточно внимания и тепла, не желают даже проследить за тем, чтобы дети услышали и записали домашнее задание и т.п.

Однако этот давний конфликт можно было бы разрешить посредством соблюдения преемственности между начальной и средней школой: посещение уроков в четвёртой четверти четвёртого класса учителями-предметниками, посещение уроков в пятом классе во второй четверти их бывшим классоводом и последующие консультации для преподавателей по поводу тех учеников, с которыми возникают трудности, общий разговор на психолого-педагогических консилиумах при переходе в пятый класс и по поводу адаптации в средней школе. Все эти действия могут значительно смягчить сложную ситуацию для детей, а главное – нивелировать преподавательский конфликт.

Ещё одна значимая проблема во внутри-школьном взаимодействии – это конфликты, возникающие между преподавателями и администрацией. Эти конфликтные ситуации вызваны, чаще всего, уклонением от исполнения своих функциональных обязанностей, ведением установленной документации, непунктуальностью и безответственностью работников, т.е. мы имеем дело с проблемой власти и подчинения.

Люди, неспособные подчиняться требованиям учреждения, чувствующие, что это претит их личностной концепции, обычно выбирают индивидуальные виды деятельности и имеют на это полное право. Каждый из нас делает самостоятельный выбор и несёт за него ответственность, поэтому мы называем себя взрослыми, зрелыми личностями. Если требования администрации не приобретают личного, репрессивного характера, а при обычном анализе действий руководства это легко выявить, то они правомочны и должны быть приняты к сведению, т.к. любой работник, не выполняющий своих функциональных обязанностей, нарушает слаженность общей системы учреждения, каким бы родом деятельности оно не занималось.

Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Но чаще всего чётко разделить их бывает трудно, и личное вливается в деловое поле, замутняя и усложняя ситуацию, т.к. в конфликте затрагиваются личностные и эмоциональные аспекты. При этом очень важно, чтобы конфликт всё же протекал в деловой сфере, не переходя «на личности». И не имеет значения между кем и кем он разгорелся.

Однако мы вернёмся к взаимодействию учителя и ученика. Если, высказывая неудовольствие по поводу нарушения дисциплины на уроке, вы неуважительно отзовётесь о личностных качествах ребёнка, то обидите его и побудите к неприязненному и враждебному отношению к вам, что незамедлительно скажется на ваших последующих отношениях, и случайное нарушение, скорее всего, превратится в систематическое, намеренное действие.

Давайте научимся излагать свои мысли, не затрагивая личности наших учеников, т. к. это пригодится нам не только в профессиональной, но и в личной сфере.