Поступай как знаешь

Экзамены, подсчет баллов, попытки попасть именно в тот институт, о котором мечталось, — времена настали нервные. Как помочь ребенку и не сойти с ума самим?

В идеале год перед экза­менами и поступлением нужно планировать зара­нее: оценить ресурсы, вы­брать форму обучения в школе, выделить и рас­пределить бюджет на подготовку к ЕГЭ и т.п. Но так получается не у всех. Если плана нет, то это не значит, что все потеряно. Можно вместе с ребенком совер­шить последний рывок. Поступление по результа­там ЕГЭ — именно группо­вой проект, и его успех за­висит от слаженных дей­ствий всех членов семьи абитуриента.

Ты как?

Все ли у ребенка в порядке со сном и общим самочувстви­ем? Если он с трудом засыпает, тяжело встает, часто просту­жается, впадает то в истерику, то в апатию, значит, находится в сильном стрессе. И это мо­жет помешать ему сдать экза­мены на высокий балл, как бы ни были хороши репетиторы или курсы.

Здоровье и состояние психи­ки — прежде всего. Необходи­ма срочная поддержка, хоро­ший врач-психотерапевт. Он подберет препараты, норма­лизующие сон и работоспособ­ность (если это необходимо), возможно, назначит аутоген­ные тренировки или терапев­тические беседы. И не пере­живайте о вреде лекарств, формировании зависимо­стей или о постановке на учет в психоневрологический ди­спансер. Ничего подобного не случится, просто сейчас для того, чтобы сдать ЕГЭ, вашему ребенку нужна помощь. И она должна быть максимально эффективной, времени ведь осталось совсем немного.

Детские мечты

Мотивация, самоопределе­ние, цели — со всем этим нуж­но было работать раньше. Сей­час не стоит тратить время и нервы на кухонные разгово­ры: «Кем же ты хочешь стать?» Ну не появятся сейчас отве­ты, если они раньше не про­росли. Решайте проблемы по очереди. Нет ничего крими­нального в том, чтобы выбрать вуз после того, как получи­те результаты ЕГЭ. У ребен­ка будет целый месяц на то, чтобы покататься по универ­ситетам, поболтать со студен­тами, которые работают в при­емной комиссии, и с другими абитуриентами. Если со специ­альностью он не определил­ся, аргументы «О! Тут приколь­ное здание, хороший район и люди норм!» имеют право на существование.

Если же ребенок, напротив, упрямо метит на определен­ный факультет конкретного вуза и переживает, что не по­ступит туда, поищите тьюто­ра или навигатора, который расширит его представления о высшем образовании. На са­мом деле 99% такой упёртости связано с нехваткой релеван­тной информации о профес­сии. Стадное чувство (все друзья идут туда) может доро­го стоить: человек будет себя накручивать и мучить мыслью, что жизнь закончится, если не удастся поступить в институт мечты.

Если ваш ребенок спокоен, уравновешен, знает, где хо­чет учиться, и старательно готовится — просто не вме­шивайтесь. Даже если вы не согласны с его решением или не уверены, что он справит­ся. Оставьте этот разговор на июль.

Взрослый подход

Чтобы стать грамотным ме­неджером проекта «поступле­ние», родителю нужно самому иметь правильные установки. Снять напряжение и перестать транслировать его ребенку по­могут вот такие соображения:

  • Провал на ЕГЭ — не конец света, а всего лишь неприят­ный эпизод.
  • Экзамен можно пересдать, проблемы с армией — решить.
  • При правильном менеджменте год самоопреде­ления после школы — вели­кое благо.
  • Баллы ЕГЭ свидетельствуют только о том, как человек сдал экзамены в конкретный корот­кий период жизни. И ничего не говорят о его уме, таланте или перспективах.
  • Поступление в статусный вуз — не гарантия вечного счастья, как бы ни манила нас эта идея. Мы чувствуем себя хорошими родителями — по­могли деточке получить обра­зование. Но, если поддаться иллюзиям, есть риск упустить момент, когда ребенок дейст­вительно увидит свой путь.

Вы тоже нервничаете, а зна­чит, вполне можете нуждаться в помощи. Если чувство тревоги с вами постоянно и вы чаще, чем обычно, кидаетесь на лю­дей, обратитесь за помощью. Правило «Надень кислород­ную маску сначала на себя, а потом на ребенка» актуаль­но не только в небе.

Как оценить репетитора или курсы?

Вот критерии качественной под­готовки к ЕГЭ.

  • Ежемесячно родителям дол­жен поступать отчет о написан­ных пробниках (полных или частичных) ЕГЭ.
  • Ребенок должен получать хо­рошо упакованную (удобную для запоминания и повторения) информацию по материалу на каждом занятии, понимать тре­бования к заданиям в нетесто­вой форме и знать о «подвод­ных камнях» оценивания.
  • Также важно, чтобы он ви­дел прогресс, знал свои слабые и сильные стороны и стратегию набора баллов. Например, в эк­замене по иностранному языку преподаватель может интенсив­но работать над эссе и устным ответом, потому что там ученику проще получить лишние баллы, чем в грамматическом тесте.

Если эти пункты не выполня­ются, педагог, как бы умен и ти­тулован ни был, не годится на роль ЕГЭ-тренера. Ищите тех, кто освоил практику подготовки к такого рода экзаменам и мо­жет похвастаться хорошими результатами.